Да! Много раз.
Пятница, 27 мая 2016

Вчера выходные завершились встречей с театральным прошлым.
Мы встретились с Машей Волковой с целью прожить еще раз спектакль "Завтра была война".
предыстория
Впрочем, я отвлеклась и речь идет о временах,когда будучи уже зажиточной актрисой Творильни (то бишь второй курс,а школьный театр все не отпускааааает!), мне выпало играть Искру. Мне выпало играть Искру, Маргарите - Зиночку, и подбор, если можно так назвать, актеров на роли - это вообще отдельная история, ибо там столько бывает неожиданностей и открытий, что со временем задумываешься - как Владимир Аркадьевич мог вот это во мне увидеть, угадать, найти?




Сама книга "Завтра была война" - мне понравилась! Несмотря на то,что история о советских школьниках, этой самой "советсткости" в мудрых словах автора было мало. Мне понравилось, как живо были показаны стремления и мечты школьников, как их настигла первая беда - бремя режима, отца их подруги объявили врагом народа - и как они принимали разные решения- что же делать в такой ситуации, когда все силы жизни и здравый смысл завинчивают гайки авторитаризма.


— Молчишь? А я скажу,почему ты его избил. Ты избил комсомольца и общественника Юрия Дегтярева потому, что его отец служит в органах! И дело, это не "ваше", Шеффер, а политическое! Политическое!
— Ну, это уж слишком, Валентина Андроновна.
— Я разбиралась в этом вопросе досконально, Николай Григорьевич. Досконально!
— Убейте меня, — вдруг громко сказал Артем. — Ну, это… Убейте! И без разрешения вышел из кабинета.
— Шефер! — Валентина Андроновна вскочила. — Шефер, вернись!
— Не надо, — тихо попросил директор. — Валентина Андроновна, вы неправильно вели себя. Нельзя швыряться такими обвинениями.
— Я знаю, что делаю! — отрезала учительница. — Вам, кажется, разъяснили, до чего может довести ваш гнилой либерализм, так не заставляйте меня еще раз сигнализировать!



Обычно от таких историй хочется отвернуться, взявшись за голову со словами "не хочу об этом думать". А за этих ребят я переживала и тем более важен рассказ, потому что.. Ну, есть такая мысль - если будет война, что нужно делать? Что будет правильным сделать? И .. сможешь ли ты любить и защищать свою родину, если будет война, когда она распахнула перед тобой свое гнилое и безобразное нутро? Когда ты уже знаешь кое-что страшное про возможное будущее себя и своей семьи в этой стране. А когда это страшное протопталось по твоим близким?
Во что в итоге верить?


Так вот, возвращаясь к спектаклю.
Сложно смотреть спектакль, в котором играла сама, поставленный другим режиссером. Где-то очень радостно видеть нужные попадания интонации или формы, которых так недоставало в нашем. А на одинаковой музыке в сценах мы с Машей переглядывались с ностальгической улыбкой.Что-то кажется вообще неуместным (стриптиз Зиночки), и тогда возникает благодарность и уважение - какой молодец Владимир Аркадьевич,что вот это похерил и вот это убрал, и вот тут слишком длинно.
Проникшись и успокоившись,наконец, начинаешь сопереживать и получать удовольствие - ведь как классно играют! Особенно понравился вначале Ландыс и Артем в сцене с днем Рождения.
читать дальшеС этого момента я была готова смотреть дальше - чем еще удивят)
Удивила Вика - такая взрослая и чем-то походит на Машу Смагину, но так не хватало мне силы и уверенности в ее словах. С другой стороны - флер интеллигенции здесь звучал более ярко.
Удивили пирамиды - такая интересная находка для духа пионерии и для иронии над эпичными метаниями Зиночки между мальчиками.
("Зиночка написала три письма, различавшиеся только адресатами: "Друг мой Юра", "Друг мой Сережа" и "Дорогой друг и товарищ Артем". ").

Удивило еще как много деталей было показано, чего не было в нашем спектакле, и какую особую сердечность-человечность они задают. И как эти простые вещи - получение бандероли, прогулка в парке, прощание отца с дочкой - делает персонажей близкими и понятными.
Фото спектакля для ностальгирующих и понимающих здесь здесь


Странно, но я совершенно не помню конца, кроме того,что как в книге они вспоминали тех,кто погиб. И в этой всей концовке, вообще во второй половине спектакля меня дергало на горюющих интонациях актеров. Тут я (а может быть моя Искра?) полностью на стороне Владимира Аркадьевича: дело не в страданиях, которые пережили люди того времени, а том, какими они стали после них и на какие поступки стали способны. Через тернии - к звездам. Через потери - к подвигу. И не теряя при этом человечности, которой их научили те, кто ушел.
И эта часть меня - всегда сомневающаяся и строгая. И любящая жизнь. И верящая в людей и добро, и что за близких надо держаться.
Я забываю о ней в буднях и всякой фигне,а она горит и в самые сложные моменты жизни не дает струсить. Вот такой вот пафос.



Спектакли и театралка вообще странная штука. Может, кто-то и понимает, но не всегда понятно, для чего оно, если ты сейчас уйдешь задумавшись, а через неделю забудешь. А оно живет где-то там внутри и от этого принимаются решения, как жить. А мелкие ребятки вроде меня открывают новое в себе и учатся уверенно держаться на сцене.

@темы: обзоры, лытдыбр